Иерусалим

 

Иерусалим

 

Иерусалим

 

 

Иерусалим
 
ИерусалимИерусалим

Любой путь в Иерусалим проходит по следам паломников. Столица царя Давида - священное место для трех монотеистических религий мира. Сегодня в Иерусалиме богатое историческое наследие переплетается с динамичным темпом столицы Израиля.

Иерусалим являет собой огромную красочную мозаику: иудейские. христианские и мусульманские святыни; витражи Шагала; скорбный мемориал катастрофы Яд Вашем; архитектурное искусство, старый и новый город, чья история начинается с середины 19 века.

Круглый год город предлагает разнообразную программу культурных мероприятий - музыкальных, драматических, танцевальных, художественных. Иерусалим - мечта для тех, кто любит пешие прогулки. Разнообразные маршруты пешеходных экскурсий позволят вам побывать в любом уголке города.
 

Иерусалим• СТАРЫЙ ГОРОД
 

Сердце Иерусалима - это Старый город. Его внутренний, сравнительно небольшой квадрат, окружен мощными крепостными стенами. Это практически единственная часть Иерусалима, где нет затени. Здесь, на мощеных булыжником улицах, соседствуют четыре густонаселенных квартала: мусульманский, христианский, армянский и еврейский.

В 1948 году было провозглашено Государство Израиль. В течение 19 лет Старый город и Восточный Иерусалим оставались практически отрезанными от остальной части города. И только в результате Шестидневной войны 1967 г. Иерусалим снова стал единым. Продолжился диалог двух сторон, сосуществование и противостояние Востока и Запада, старого и нового.

В пятницу, субботу и воскресенье этот диалог достигает своего апогея: к Храмовой горе. Стене плача и Храму плача Гроба Господня стекаются тысячи верующих. А в остальные дни недели прохожие и туристы с удовольствием бродят по тесным улочкам Старого города, толкаются на местных базарах и подолгу засиживаются за столиками небольших ресторанчиков и кафе.

В этом перенаселенном маленьком городе нет места для широких проспектов и даже улиц, по которым можно свободно разъехаться машинам. Зато привольно пешеходам и осликам с нагруженными повозками. Незатейливые низенькие домики подчас кажутся врытыми в землю. На их фоне Храмовая гора. Стена плача, резиденции патриархов и Храм Гроба Господня выделяются своим торжественным великолепием.

Различные общины и конгрегации, которые на протяжении многих поколений стремились отвоевать себе место под жарким солнцем Иерусалима, в конце концов были вынуждены обосноваться в окрестностях Старого города. Так, то удаляясь, то приближаясь, возникло кольцо исторических памятников вокруг стен Старого города. Если двигаться от горы Сион против часовой стрелки, то можно увидеть церковь Дормицион (церковь Успения), гробницу Авессалома в долине Гейеном, церковь Всех Наций и еврейское кладбище на Масличной горе, гору Скопус, гостиницу "Семь арок", больницу "Августа Виктория" и университетский комплекс, музей Рокфеллера, площадь перед Дамасскими воротами, монастырь "Нотр Дам де Франс" и Бассейн султана.

К юго-западу от Старого города возникли новые районы, каждый со своими достопримечательностями, традициями, религиями и общинами. В северо-западном направлении расположены кварталы со смешанным населением, а также арабские районы, отличающиеся своеобразием исторических и культурных черт.

А чуть дальше, где вереницы домов чередуются с вечнозелеными парками и скверами, расположен, комплекс правительственных учреждений, Кнесет (парламент). Музей Израиля, Верховный суд, современные больницы, гора Герцль, музей "Яд Вашем".

Но со всем новым, что появляется здесь каждый день, город по-прежнему весь пронизан памятными местами, известными каждому по древней и современной истории.

Иерусалим• ХРИСТИАНСКИЕ МЕСТА

В XIX и начале XX века европейские державы как бы заново открыли для себя Святую Землю, соревнуясь друг с другом в строительстве дворцов, церквей, монастырей и больниц. В этот период были возведены такие известные христианские святыни, как:

  • Храм и Сад Гроба Господня
  • Церковь Дормицион с ее ромбовидным куполом
  • Русская церковь (церковь Св. Марии Магдалины) и церковь Всех Религий, расположенная к востоку от Монастырской горы
  • Монастырь "Нотр Дам де Франс"
  • Собор Св. Троицы в Русском подворье.
Иерусалим• ЖИТЕЛИ ИЕРУСАЛИМА

Иерусалим - самый большой город Израиля. Только в последнее десятилетие численность его населения выросла почти на 30%. Из почти шестисот тысяч жителей города 70% - это евреи, 23% мусульмане, а оставшаяся часть христиане Город отличается необыкновенно высокой рождаемостью. Фактически прирост жителей Иерусалима составляет 80% от общего прироста населения страны. Ежегодно в Иерусалиме на каждые 1000 жителей рождается около 30 младенцев, в то время как по всей стране на тысячу жителей приходится 21 новорожденный.

В Иерусалиме очень много детей. Около 13% жителей города не достигли четырехлетнего возраста, а в районах проживания ортодоксальных евреев и в нееврейских кварталах эта цифра достигает 20%. Причем, половина населения здесь - это молодежь в возрасте до 19 лет.
 

Иерусалим• РЕЛИГИЯ

Религиозный характер Иерусалима определяется не только его историей, но и в гораздо большей степени значительным числом живущих в нем верующих евреев.

Мало сказать, что здесь сосуществуют три главные монотеистические религии мира. Чтобы понять великую сложность и разнообразие религиозной жизни Иерусалима, необходимо учитывать и различные внутренние течения, существующие в каждой из религий.

Среди мусульман есть представители различных взглядов и направлений. Христианская община, составляющая относительно небольшую группу, объединяет десятки течений, основными из которых являются православная, католическая и армянская.

• МУЗЕИ ИЕРУСАЛИМА

Иерусалим"Яд Вашем" - Мемориал катастрофы
и геройства

На холме Памяти, к западу от, горы Герцль, находится национальный музей, посвященный памяти жертв Катастрофы европейского еврейства. Посещение музея оставляет тяжелое впечатление, но каждый, кто приезжает в Иерусалим, считает своим долгом прийти сюда. Материалы, собранные в музее, оставляют неизгладимый след в душе человека.

Государство Израиль создало мемориал Яд Вашем (что означает "вечная память") в знак вечной скорби о событии, которое мы не вправе забыть никогда.

Рядом со зданием музея - две работы скульптора Натана Раппопорта; "Последний путь" (справа) и "Восстание в гетто" (слева). У входа стоит знаменитый монумент Нафтали Безема - "Стена катастрофы и героизма". Выставленные в музее документы, фотографии и свидетельства производят незабываемое впечатление даже на тех, кто хорошо знает историю.

"Зал памяти" - это длинное здание, напоминающее по форме барак, внутри которого мозаикой на полу выложены названия 22 концентрационных лагерей, где были уничтожены миллионы евреев. В склепе перед вечным огнем помещен пепел жертв Катастрофы.

Особенно потрясает посещение "Детского мемориала". В зеркальных стенах длинного коридора отражается огонь тысяч свечей, зажженных в память о двух миллионах погибших еврейских детей. В глубине звучит мелодия и слышится голос, перечисляющий детские имена.

Вокруг музея разбит парк имени Януша Корчака (польского учителя, который добровольно отправился в лагерь смерти с еврейскими детьми). Посреди парка высится "Обелиск героизма" и "Долина общин". Вдоль аллеи, ведущей к парку, высажены деревья в память о "праведниках всех народов" - людях, которые, рискуя своей жизнью, спасали евреев от рук нацистов.

Яд Вашем - это и научно-исследовательский институт с обширной библиотекой и архивом, имеющим огромное значение для изучения истории Катастрофы европейского еврейства. Хранящиеся здесь документы послужили, в частности, основой для свидетельских показаний на процессе гитлеровского палача Эйхмана, который проходил в Иерусалиме в 1961 году.

Музей Яд Вашем открыт с воскресенья - по четверг с 9.00 до 17.00, по пятницам с 9.00 до 14.00.
Вход свободный. Тел: 6751611.

ИерусалимМузей Израиля и Храм Книги

Название музея ко многому обязывает и превращает, его в духовный символ народа, который заново обретает себя на древней родине. В далекое прошлом -народ избранный, а сегодня - народ открытый, просвещенный, отважный, всегда готовый принять репатриантов, сторонник мира, стоящий на пороге четвертого тысячелетия Иерусалима и третьего тысячелетия христианской веры.

Музей находится в долине Креста на склоне холма Гиват Рам. Обычная восточная деревня прекрасно вписывается в окружающий пейзаж: старинный монастырь Храм Книги Святого Креста в долине, а рядом - все многоцветие близлежащего Иерусалима. Музей распахнул двери в 1965 г. за год до открытия соседнего здания Кнесета. Сад по правую сторону дорожки, ведущей к зданию музея, носит имя Сада искусств им. Билли Роуза. Здесь представлены произведения скульпторов XIX- XX веков.

В самом музее можно провести не один час в залах, где выставлены произведения известных мастеров и проводятся периодические выставки. Жемчужина музея - это Храм Книги, в котором хранятся свитки Мертвого моря.

Кроме этого, музей располагает разнообразной коллекцией археологических находок; предметы эпохи каменного и бронзового века, времен Первого и Второго Храмов, периода римского владычества.

В этнографическом отделе музея собраны материалы о традициях и праздниках еврейского народа. Из Италии в музей перевезли старинную синагогу. Другие превосходно оформленные залы повествуют о различных эпохах в жизни еврейских общин многих стран мира.

Отдельные залы посвящены творчеству художников XIX и XX веков. В них представлены работы Ван Гога, Ренуара, Моне, Сезанна, Пикассо, Дали и других.

Интересен и отдел музея, посвященный молодежи. На протяжении всего года здесь работают курсы и мастерские для детей. Кроме того, в музее организуют концерты, показывают фильмы, проводят разнообразные культурные мероприятия.

Все залы музея открыты для посещений по воскресеньям, понедельникам, средам и четвергам с 10.00 до 17.00, вторникам - с 16.00 до 22.00, по пятницам с 10.00 до 14.00, субботам - с 10.00 до 16.00. Храм Книги открыт по вторникам с 10.00.

Музей Рокфеллера

Построен правительством британского мандата на деньги, пожертвованные семьей Рокфеллера. Две главные галереи содержат многочисленные археологические находки, обнаруженные в Иерусалиме и его окрестностях в XIX и первой половине XX века. Предметы, выставленные в первом восьмиугольном зале, были найдены в районе Бейт-Шеан. Другие залы посвящены ханаанскому, израильскому, арабскому и османскому периодам.

Часы работы: с воскресенья по четверг с 10.00 до 17.00, по пятницам и субботам - с 10.00 до 14.00., -Тел: 6282251.

Иерусалим"Башня Давида" - музей истории Иерусалима

Музей находится в самом центре города рядом с Яффскими воротами в старинной, великолепно отреставрированной крепости. Его материалы повествуют о четырех тысячелетней истории Иерусалима с ханаанского периода до наших дней. Башня имеет большое историческое и археологическое значение и является одним из символов Иерусалима. В летние ночи (апрель-октябрь) здесь можно послушать рассказ на различных языках о наиболее значительных событиях каждой эпохи.

Часы работы: с воскресенья по четверг с 9.00 до 17.00 (летом) или с 10.00 до 16.00 (зимой); по пятницам и субботам с 9.00 до 14.00 (летом) и с 10.00 до 14.00 (зимой). Тел: 6265333, Яффские ворота.

Музей стран Библии

Уникальный музей, материалы которого рассказывают о тысячелетней истории народов и стран, упомянутых в Библии: их общественных отношениях, повседневной жизни, религиозных традициях, торговле, технике, средствах связи и письменности.

Открыт со вторника по четверг с 9.30 до 17.30; по средам (зимой) с 13.30 до 21.30; по пятницам - до 14.00; по субботам - с 11.00 до 15.00. Тел: 5611066, Гиват-Рам.

• ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ИерусалимСтена Плача (Западная стена)

Почти три тысячи лет, минуло с эпохи царя Соломона, второго поколения в жизни столицы. В те времена Ковчег завета (в котором хранились свитки с божественнными заповедями), укрытый незатейливым навесом, был установлен на узкой вершине высокой горы. Царские архитекторы, решая задачу строительства храма в условиях гористой местности, выложили широкую белокаменную лестницу из тысяч каменных монолитов, доставленных сюда с западного и южного склонов горы.

Храм сиял как ожившее чудо. Великолепное сооружение было выстроено не во славу монарха, а как святилище Бога, способное приблизить божественное откровение к народу. Спустя несколько веков храм был разрушен, восстановлен и снова разрушен. Но время и разрушения оказались бессильны. Храм по-прежнему занимает самое святое место для сердце еврейского народа. В наши дни, символом прошлого и надеждой на будущее стала Стена плача. Первоначально она не обладала особой святостью. Это была всего лишь оборонительная стена вокруг Храмовой горы. Позже царь Ирод камень за камнем превратил ее в мощную крепостную стену, надежную опору Храмовой горы.

Судьба творения царя Ирода превзошла самые смелые его ожидания. Сегодня, две тысячи, лет спустя, стена, возведенная по его приказу слезами и потом людей, продолжает оставаться символом надежды и возрождения. Воплощение мечты народа, который видит в этой стене свое прошлое, настоящее и будущее...

Со временем святость этого места все больше укреплялась. Поколения сменяли друг друга, а стена, сооруженная некогда для зашиты от врагов, стала духовным символом еврейского народа. Еще не так давно Стена плача была лишь частью одной из городских улиц, вдоль которой стояли лавки и дома. Никто не молился около нее. Даже после разрушения Второго храма верующие предпочитали собираться у более пышных стен восточной и южной части города.

И только в XVI веке, когда город оказался под властью Османской империи, святость Стены для еврейского народа получила всеобщее признание. С тех пор началась новая эра в истории этого места. Стена стала объектом паломничества для евреев, которые в соответствии с религиозной традицией должны трижды в год приходить к Иерусалимскому храму.

Население Старого города росло, строились новые дома, и улица подле Стены превратилась в узкий темный проулок, куда в праздничные дни на молитву могли попасть лишь немногие счастливчики.

Наряду с еврейской традицией развивалась и мусульманская, согласно которой именно с этого места пророк Магомет был вознесен на небо. В результате возникли серьезные разногласия по вопросу о контроле и уходе за этим историческим местом. Во время Войны за независимость 1948 г. Стена попала в руки Иорданского легиона. По условиям перемирия 1949 г. за евреями сохранялось право посещать ее, однако это соглашение никогда не соблюдалось. В ходе Шестидневной войны 1967 г. израильские парашютисты освободили город, а вместе с ним и Стену плача.

В последние 30 лет площадь Стены была расширена, чтобы обеспечить свободный доступ для молящихся и всех, кто приходит сюда. В результате возобновившихся археологических раскопок были обнаружены дополнительные слои Стены. В настоящее время это место стало как бы гигантской синагогой на открытом воздухе. Многие люди отмечают здесь свои семейные торжества.

В районе Стены плача есть и другие достопримечательности, среди которых Южная стена, Хасмонейские туннели, арка Робинсона, колодец Уоррена, арка Вильсона и арка Беркли.

Гора Скопус

Расположена к западу от города. Здесь в 1925 году был основан Еврейский университет и построена больница "Хадаса". В ходе Войны за независимость была отрезана от Государства Израиль, а после Шестидневной войны снова стала законной частью его территории. Отсюда открывается великолепный вид на Иерусалим.

Кнесет

Здание израильского парламента, открытое в 1966 году. Напротив входа - гигантский семи свечник (менора), украшенный барельефами. Парадная дверь выполнена в бронзе скульптором Давидом Паломбо. Зал приемов украшают великолепные гобелены, сотканные по рисункам художника Марка Шагала. Разрешен вход на пленарные заседания парламента.

Перед каждой экскурсией рекомендуется уточнить по телефону время работы музея . В предпраздничные дни музеи работают также как в пятницу.

Верховный суд

Жемчужина современной архитектуры. Художественное оформление здания символизирует поиски справедливости. Построен в 1992 году на пожертвования семьи Ротшильд. Проводятся организованные экскурсии в сопровождении гида.

Часы работы: см. стр. 28. Тел: 6759612.

Туннели Западной стены

Древняя подземная система вдоль Стены плача, открытая по всей длине. Во время раскопок был обнаружен фрагмент улицы эпохи Второго Храма, акведук времен Хасмонеев, публичные залы и другие находки. Экскурсии по туннелям необходимо бронировать за несколько месяцев. Тел: 6271333/4. Факс: 6264828.

ИерусалимХрам Гроба Господня

Для сотен миллионов христиан Храм Гроба Господня в Иерусалиме - это святая святых. Здесь был распят и похоронен Христос. Отсюда берет свое начало новая религия, во многом изменившая облик планеты. История этого места отражает страдания и муки человечества в его вечных поисках веры и справедливости.

В дни Иисуса здесь находился сад, удаленный от застроенной части города. Называлось это место -Голгофа. Здесь Иисус был распят римскими легионерами и похоронен, а через три дня произошло чудо его воскрешения. С этого события началась история христианской религии.

Римляне, стремясь отомстить непокорным жителям города, переименовали Иерусалим в Элия Капитолина. Двести лет спустя после смерти Христа над его могилой был построен языческий храм в честь Венеры, богини любви. Еще через сто лет византийский император Константин решил принять христианскую веру. Языческий храм был разрушен, а на его месте построены две богатые церкви. Со временем Римская империя утратила свое могущество, и Иерусалим стал объектом многочисленных нападений, переходя от одних завоевателей к другим. Обе церкви были разрушены, а само место захоронения Иисуса уничтожено персами в 614 году.

Восстановление Храма Гроба Господня началось в эпоху крестовых походов XII века. Его открытие состоялось в 1149 г. н. э. С тех пор храму пришлось пережить неоднократные землетрясения, пожары и разрушения. Так, после сильного пожара 1808 года сама конструкция здания оказалась под угрозой. Реставрационные работы все время откладывались из-за разногласий между различными ветвями христианской религии. И только в 1955 году было достигнуто соглашение между католической, православной и армянской церквями. В 1960 начались широкомасштабные работы по реконструкции Храма Гроба Господня, которые продолжаются и по сей день.

По достигнутому соглашению под крышей храма разместились фактически шесть христианских церквей: три крупные, упомянутые выше, и три небольшие: коптская, эфиопская и сирийско-маронитская.

Сама церковь также разделена на приделы, принадлежащие различным направлениям христианства. На самом нижнем уровне находится церковь Святой Елены, матери императора Константина. В армянском приделе можно видеть остатки каменоломни времен Первого храма и более позднюю фреску.

На крыше церкви - небольшие хижины "эфиопской деревни", привезенные из Африки. Отсюда открывается прекрасный вид на сам храм и Крестный путь.

Храм открыт для посетителей ежедневно. В нем нет дорогого убранства и роскошных икон. Притягательная сила его святости и величия - в событиях, связанных с этим уголком Иерусалима. Вход свободный.

ИерусалимХрамовая гора

Первыми поднимались на эту гору пастухи и охотники, жившие в ее окрестностях еще задолго до того, как появился город. Это была скалистая и негостеприимная гора. Старинная традиция связывает ее с горой Мориа, где Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Во времена царя Давида гора была выбрана для строительства святилища с Ковчегом завета. Отсюда и название Храмовой горы.

По прошествии многих лет для возвеличивания Бога и царя было принято гениальное решение: возвести каменные стены как оправу для драгоценного Храма и величественного царского дворца. Для этого пришлось разровнять вершину горы.

Четыре столетия спустя пало Иудейское царство. Иерусалим был завоеван, а Храм разрушен. Евреи оказались в изгнании, но бережно хранили в своих сердцах верность и ностальгию по Иерусалиму. Сразу же после возвращения из вавилонского плена народ приступил к восстановлению Храма. К городу вернулись его былое процветание и могущество. Во времена царя Ирода, известного своей слабостью к дворцам, на этом месте возвели новые сооружения и удлинили существовавшую в те времена стену. Западная и Южная стены являются частью той перестройки, в результате которой Храмовая гора приобрела ее нынешний вид: плоская и широкая площадка в отличие от других Иерусалимских холмов.

На Храмовой горе были построены две большие мечети: Аль Акса, одна из самых почитаемых в исламе, и Купол скалы. Там же находятся мечеть "Купол цепи", мечеть Пророка и мечеть Пророка Элиаса, которые, занимают важное место в мусульманском вероисповедовании.

В северо-западном углу горы сохранились остатки крепости, относящейся к эпохе Первого храма. Царь Ирод расширил территорию этой крепости и переименовал ее в "Крепость Антония". Здесь проходил суд над Иисусом, и отсюда берет свое начало Крестный путь.

История Храмовой горы богата событиями: в годы господства греков ее превратили в место поклонения языческим богам (очищенное, благодаря чуду светильника Иегуды Макаби). После вторжения римлян и разрушения Второго храма (70 г.н.э.) евреям было запрещено появляться здесь. После поражения восстания Бар-Кохбы (135 г.н.э.) гора вновь была осквернена строительством языческого храма.

После завоевания арабами (638 г.н.э.) гора превратилась в место религиозного поклонения мусульман. Здесь были построены мечети и другие культовые сооружения. В эпоху крестоносцев мечети были превращены в церкви, которые просуществовали менее ста лет. Затем контроль над Храмовой горой вновь перешел к мусульманам. И сегодня все вопросы, связанные с Храмовой горой, решает арабский Совет мусульманских старейшин - ВАКФ.

Храмовая гора открыта для посетителей с воскресенья по четверг с 8.30 до 11.00 и с 13.00 до 15.00. В дни мусульманских праздников возможны изменения. Телефон: 6281248.

Долина царей

Долина царей находится к югу и западу от Храмовой горы между Гефсиманской церковью на севере и долиной Гейеном на юге. Главная ее достопримечательность - это Город Давида. Именно отсюда началось строительство Иерусалима в эпоху царя Давида. В этих местах, где совсем недавно велись реставрационные работы, находятся такие известные археологические памятники, как: "Столп Авессалома", гробница Бней Хезир, древний район Офель и арка Дубильщиков.

"Купол скалы"

"Купол скалы" - самое древнее культовое сооружение мусульман. Первоначально построено в VII веке, а затем неоднократно перестраивалось и обновлялось. Упомянутая в названии скала возвышается в центре сооружения. Отсюда согласно исламской традиции Магомет был вознесен на небо.

Мечеть Аль-Акса

Одна из главных мусульманских святынь, расположенная в восточной части Храмовой горы. По пятницам сюда стекаются десятки тысяч верующих мусульман.

Макет Второго храма

Рядом с гостиницей "Холиленд" выставлен макет Иерусалима эпохи Второго храма. Создан по рисункам археолога Михаэля Ави Ионаха.

Часы работы: с воскресенья по субботу с 8.00 до 22.00. Тел: 6437777, Бейт Ваган.

Площадь Сафра

Здесь в начале девяностых годов нашего века было построено новое здание муниципалитета Иерусалима. Архитектурный комплекс поражает своей красотой. Особенно впечатляют кабинет мэра города, зал заседаний и другие помещения, расположенные в нескольких зданиях вокруг бывшего муниципалитета. Все они построены в традиционном стиле иерусалимской архитектуры, но с использованием материалов, форм и технологии XXI века. Организованные платные экскурсии по понедельникам: в 9.00 - на иврите, в 9.30 на английском и русском языках. Место сбора: на площади под пальмами. Тел: 6295981.

Оружейная горка

Во время Шестидневной войны здесь шли ожесточенные бои. Теперь это мемориал с небольшим музеем, чьи материалы повествуют о боях, в результате которых произошло воссоединение Иерусалима.

Часы работы: с воскресенья по четверг с 8.00 до 18.00 (летом) и 8.00 до 17.00 (зимой), по пятницам и в предпраздничные дни - с 8.00 до 14.00 (летом) и с 8.00 до 13.00 (зимой). Тел: 5828442.

Гора Герцль и могила Ицхака Рабина

Национальное кладбище, где похоронены выдающиеся деятели сионизма и Государства Израиль, среди которых Владимир (Зеев) Жаботинский и погибший в результате покушения премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Работает музей Теодора Герцля. Тел: 6511108, гора Герцль.

 

• ЭКСКУРСИИ

ИерусалимКрестный путь (Виа Долороза)

Крестный путь - дорога страданий, которой прошел Иисус к месту казни, - имеет протяженность около 1 километра. Это извилистый путь по улочкам мусульманского и христианского кварталов с небольшим подъемом от школы Омрим по улице Львиных ворот к Храму Гроба Господня. Сама по себе дорога не так трудна, но Иисусу пришлось преодолеть ее с тяжелым крестом на плечах. В наши дни этот путь символизирует силу духа, границу между божественным и человеческим, между различными религиями, между прошлым и настоящим. Путь человечества, священный для всех христиан.

Начнем нашу экскурсию от Львиных ворот, ближайших к Храмовой горе. Справа от нас -церковь Святой Анны. Поднявшись по улице, мы увидим слева стены Храмовой горы. Как свидетельствуют религиозные источники, именно здесь, в крепости Антония, которая защищала Храмовую гору, состоялся суд над Иисусом. Отсюда он начал свой тернистый путь к месту казни, по дороге с 14 остановками. Сегодня на месте крепости Антония находится школа Омрим. На этом месте Иисус остановился в первый раз.

Напротив школы Омрим по правой стороне улицы расположены часовни Бичевания и Осуждения, вторая остановка на пути к Голгофе. Улица Шаар Аарайот заканчивается на пересечения с улицей Анецирот. Здесь она меняет свое название на Крестный путь или Виа Долороза. Третья остановка находится на улице Хаги, если повернуть с Виа Долороза влево, где, согласно библейскому преданию, Иисус впервые упал, не вынеся тяжести креста. На четвертой остановке, где Иисус встретил свою мать Марию, стоит церковь Богоматери Великомученицы. На пятой остановке, после поворота вправо с улицы Хаги на Виа Долороза, там, где легионеры сняли крест с Христа и приказали нести его Симону Киринеянину, выстроена небольшая францисканская часовня.

Шестая остановка - это место, где Вероника утерла лицо Христа своим покрывалом, на котором затем чудесным образом отпечатались его черты. Здесь находится "Дом святой Вероники". На следующем перекрестке, между Виа Долороза и улицей Бейт Хабад, находится седьмая остановка, где Иисус снова упал. Восьмая остановка находится на улице Аханка, где, по преданию, Иисус обратился с проповедью к иерусалимским женщинам.

Крестный путь сворачивает влево, затем направо и выходит к девятой станции, где Иисус упал в третий раз. Дорога подходит к концу, и последующие пять станций, сменяя друг друга, выводят нас непосредственно к месту распятия, где впоследствии был построен Храм Гроба Господня.

Стены Старого города

Интересная прогулка по крепостным стенам от Яффских до Дамасских, Сионских и Мусорных ворот. Отсюда открывается замечательный вид на крыши и улочки Старого города, скрытый от тех, кто не отваживается забраться сюда. Открыто с воскресенья по четверг с 9.00 до 16.00 (в июле-августе часть стен открыта до 22.00), по пятницам - с 9.00 до 14.00, по субботам - с 9.00 до 16.00. Тел: 6254403/4. Автобусы: 1 и 38.

Горница Тайной Вечери

По соседству с гробницей царя Давида за пределами стен Старого города на склоне горы Сион расположена Горница Тайной Вечери, где Иисус провел пасхальную трапезу со своими учениками. Часы работы: с воскресенья по четверг с 8.00 до 15.00 (летом - до 18.00). по пятницам - с 8.00 до 13.00 (летом - до 14.00), по субботам - с 8.00 до 17.00. Телефон: 6719767. Вход - свободный.

Машина времени

Туристическая изюминка Иерусалима. Прогулка по различным периодам истории города с помощью самых современных механизмов. Два представления в час. Часы работы: с воскресенья по четверг - с 9.00 до 22.00, по пятницам - с 9.00 до 15.30, по субботам - с 10.00 до 22.00. Расположена в Бейт-Агрон на улице Хилель, 37. Тел: 6252227.

ИерусалимЕврейский квартал

Наша прогулка начнется с Сионских ворот. Однако, закончится она не здесь, так что не советуем приезжать сюда на собственной машине. Лучше приехать сюда автобусами 1 или 38 либо начать экскурсию с Яффских ворот рядом с Башней Давида (у Яффских ворот находится Бюро информации Министерства туризма, открытое с воскресенья по четверг с 8.00 до 17.00, а по пятницам - с 8.00 до 13.00, тел: 6280382). На площади перед воротами, сразу за башней, начинается улица, которая сворачивает направо и выводит вас к резиденции Армянского патриарха. Затем она устремляется дальше на юг вдоль стены, кончаясь на юго-западе у Сионских ворот.

Посещение Еврейского квартала в Старом городе - это паломничество к одной из самых почитаемых святынь национальной памяти еврейского народа, памяти духовной, исторической и религиозной. У каждого, кто побывает здесь, впечатление от увиденного остается на всю жизнь.

В квартале есть уголки, куда непременно стоит заглянуть. Мы постараемся рассказать вам о самом интересном. Впрочем, ни один рассказ не может сравниться с прогулкой по этим каменным улочкам, выныривающим неожиданно к маленьким площадям с остатками старинных зданий на фоне удивительно красивого ландшафта, дополняющего неповторимое очарование этих мест.

Следы от пуль на стенах - это свидетельство боев, которые проходили в этих местах. Отсюда ворвались в Еврейский квартал отряды Пальмаха во время Войны за независимость в 1948 г. В ходе Шестидневной войны 1967 г. через эти ворота началось освобождение Старого города Армией Обороны Израиля.

Стоит переступить порог, и мы - на главной улице, которая ведет к Еврейскому кварталу и Стене плача. Улица сворачивает влево и раздваивается. Ее левый рукав - это улица Хабад, по которой вы можете дойти до Ор-Хаим. Если повернуть направо, а затем налево и спуститься на нижний уровень, то мы попадем на древнюю улицу Кардо.

Во времена римского и византийского владычества Кардо была главной улицей Иерусалима. Она пересекала город с севера на юг от Дамасских до Сионских ворот. В годы расцвета это была шумная торговая улица, утратившая со временем свою былую славу. Позднее был выстроен второй уровень Кардо, а доступ к первому, гораздо более древнему, практически оказался отрезанным. Сразу после воссоединения города в рамках интенсивных работ по реконструкции Еврейского квартала улица была восстановлена в своем изначальном виде, и весь район открыт для туристов.

Кардо выходит на улицу Айегудим, откуда можно продолжить спуск к Стене Плача по улице Хашальшепет. В конце улицы Плугот Хакотель находятся два интересных исторических памятника: Израильская башня (слева) и макет Иерусалима времен Первого храма. Израильская башня представляет собой остатки сторожевой башни древнего Иерусалима с более поздними достройками. Макет, выполненный институтом "Яд Бен Цви" в соответствии с результатами раскопок, показывает нам Иерусалим в том виде, каким он был в первые поколения Иудейского царства. При демонстрации макета используются самые современные аудиовизуальные средства. Открыто для посетителей с воскресенья по четверг с 9.00 до 16.00 (в июле-августе - до 18.00), по пятницам - с 9.00 до 13.00. О групповых экскурсиях следует договариваться заранее по телефону: 6286288.

Если свернуть с Боней Ахома влево, мы попадем на улицу Акараим. Справа от нас - одна из интереснейших частей комплекса Археологического музея Уола. Это остатки роскошного дома эпохи Второго храма, обнаруженные при раскопках, проводившихся здесь на площади около 600 кв. метров. Среди находок - красочная фреска, фрагменты мозаики и центральный дворик, вымощенный камнем.

В конце параллельной улицы Тиферет Исраэль -музей с руинами сгоревшего дома, в котором во времена Второго храма проживала богатая еврейская семья. Пожар был частью опустошительного нашествия римлян в 70 году нашей эры, когда они в отместку за нанесенное им поражение разрушили Храм и сравняли Иерусалим с землей.

Двигаясь в южном направлении, мы выходим к широкой лестнице Маалот раби Йегуда, откуда открывается потрясающий вид на площадь у Стены плача.

 


Rambler's Top100